«НЕ ЛЮБЛЮ ВЫСОКОМЕРНЫХ ЛЮДЕЙ»
– Как вы стали тренером? Хорошо ли плаваете сами?
– Я был ужасным пловцом! Поэтому с детства хотел стать тренером. Пример брал с немца Микаэля Лохберга, чьи ученики восемь раз выигрывали золото Олимпиады. Он был моим учителем, духовным наставником… Просто лучший. (Лохберг, в частности, тренировал американку Дару Торрес, четырех-кратную олимпийскую чемпионку. В прошлом году Микаэль ушел из жизни. – Прим. ред.)
– Каковы ваши главные принципы в работе?
– Уделять внимание всем специфическим деталям. Быть уверенным, что каждая мелочь под контролем. Постоянно учиться чему-то новому. Привлекать к работе сильнейших специалистов в своей области. Думать 24 часа в сутки о том, как мои пловцы могут стать лучше.
– Как вы выстраиваете отношения с учениками? Хотите быть для них другом-приятелем или строгим дядькой с кнутом?
– Я предполагаю, что работаю с профессионалами. И не собираюсь говорить им, как себя вести в личной жизни. Жду от своих спортсменов, что они будут выкладываться на тренировках по максимуму. Что на соревнования поедут не для участия, а для победы. Если пловцы согласны с моими принципами, то у нас будут очень легкие отношения. И они могут стать приятельскими, конечно.
– Вы готовы работать с каждым пловцом или проводите отсев? Что спортсмен должен знать и уметь, чтобы попасть к ди Нино?
– Я не люблю высокомерных людей, поэтому не хочу видеть их в своей программе. Кроме этого, пловец должен усвоить одно важнейшее правило перед тем, как присоединиться к «A.D.N. Swim Project»: мы ни в каком виде не используем допинг. Никогда. Вообще. Если вы привыкли работать иначе, то даже к нам не подходите.
– Как у вас родилась идея создать интернациональную бригаду? И почему в ней нет итальянцев?
– Идея появилась, когда я еще работал в Америке с Лохбергом. Для меня это была отличная школа. И я всегда мечтал создать что-то свое, перенести опыт в Европу. Главная причина появления проекта – хочу бросить вызов самому себе, доказывая, что могу работать с разными людьми из разных стран, делая тот или иной вклад в их спортивную культуру. Мне это очень интересно.
«Я ЖЕ НЕ РОБОТ»
– Чем работа с русскими спортсменами отличается от занятий с другими иностранцами?
– Основные различия, разумеется, в их спортивном прошлом. У каждой страны свой колорит в подготовке пловцов. Но после семи лет работы с разными спортсменами я уже знаю, как нивелировать эти особенности. В конце концов все пловцы приходят к нам с одной целью – побеждать. И это объединяет. К тому же идет глобализация, и россиянин с хорошим знанием английского уже мало чем отличается от американца или француза.
– Два ваших ученика – Коротышкин и Чавич. Могли представить три года назад, что серебро Олимпиады завоюет Женя, а не Милорад?
– Почему нет? Когда я только начал работать с Коротышкиным, то увидел, что он пашет на тренировках больше, чем Чавич. Иногда одного таланта недостаточно, чтобы выиграть медаль Олимпиады. В финале таких талантов собирается по восемь человек на тумбочках. Необходимо что-то большее для победы. А для преимущества в две десятые секунды в гонке нужно три года умирать каждый день на тренировке.
– Бывают ли моменты, когда у вас появляется мандраж, сильное волнение? Вы показываете это ученикам?
– Конечно, я же не робот. Глупо говорить, что никогда не волнуюсь вообще. Я сильно нервничаю, когда вижу, что мой спортсмен мало внимания уделяет тренировкам или ведет себя как непрофессионал. Ненавижу разбазаривать свое время. Мы приходим в бассейн, чтобы работать. А если пловец сильно устал или у него плохой день – лучше заняться чем-то другим.
– Как строите работу? На что делаете упор?
– Это зависит от сезона и целей пловца. Тут не может быть единого ответа для всех спортсменов. Люблю тренировать спринтеров, и три моих главных цели – сделать их более сильными (в тренажерном зале), эффективными (много технических упражнений в воде) и быстрыми (работа над такими деталями, как отработка поворотов и финиша).
«В БАССЕЙНЕ НУЖНО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ»
– Работа с женщинами и мужчинами – в чем разница для тренера?
– Совершенно разная работа, с физиологической и психологической точек зрения. Поэтому мы решили, что в предолимпийском сезоне в «A.D.N. Swim Project» не будет женщин-пловцов. Мы полностью сконцентрировались на мужской команде, и это помогло нам быть конкурентоспособными в Лондоне.
– Нужен ли психолог вашим подопечным? Или психологом должен быть сам тренер?
– Это очень важный специалист для любой команды и спортсмена. Если тренер имеет ученую степень или получил мастера в психологии – прекрасно. В противном случае ему лучше не лезть в эту работу без специальных навыков. Не стоит настраивать пловца аутотренингом перед стартом, если ты ничего в этом не понимаешь.
– А диетолог? Особенно для таких ребят, как Женя Коротышкин.
– То же самое. Очень важная должность в профессиональной команде. Мы сотрудничаем с несколькими диетологами. По поводу Коротышкина – мы обратились к российскому специалисту, чтобы Евгений чувствовал себя увереннее.
– Олимпиада в Лондоне закончилась – что дальше? Ваши планы?
– Мы хотим усилить нашу команду. Наняли консультантом одного спортивного топ-менеджера из Италии, который раньше работал в баскетбольной лиге. Я считаю, что клуб по плаванию должен впитывать, как губка, все лучшее, что есть в других видах спорта. Плавание попрежнему остается закрытым миром, и это наша большая слабость.
– Вы планируете пригласить других россиян в свой клуб? Та же Анастасия Зуева выражала желание поработать за границей, получив согласие у личного тренера Натальи Козловой.
– Мы открыты для пловцов из любых стран. И к русским питаем особое чувство. Мы уже получили несколько важных запросов… Что касается Анастасии, то она – потрясающий человек и настоящий чемпион. В последние три года Зуева выполнила колоссальную работу с Козловой. Я думаю, Насте нужно серьезно обсудить с тренером свою систему подготовки, прежде чем принимать какое-то решение.
– Что вы выберете как тренер: такого ученика, как Майкл Фелпс, или 10 миллионов долларов на развитие вашей школы – сразу и на банковский счет?
– Если вложить 10 миллионов долларов в программу, то в ближайшие восемь лет можно создать как минимум одного нового Фелпса. Но мне не нужен Майкл, у меня есть Евгений. Лучший спринтер в баттерфляе из действующих пловцов. Человек, который побеждал и в коротких, и в длинных бассейнах, выигрывал медали на чемпионатах Европы, мира и Олимпиаде, бил мировые рекорды. Давайте ценить тех, кто у нас есть.
– Что вы пожелаете родителям в России, которые только привели своих маленьких детей в бассейн?
– Не давите на них. Пусть ребенок получает удовольствие! Малыш должен идти в бассейн с хорошим настроением – вот главная задача родителей.
«ПОСТАВЬТЕ ЦЕЛЬ – ОБОГНАТЬ США»
АНКЕТА
1. Какие качества Коротышкина помогли ему завоевать медаль Олимпиады? Его оценка по 10-балльной шкале.
– Женя очень хорошо настроился в день финала. Он был уверен в себе. Знал, что выступит отлично, добьется чего-то важного. Перед финалом я увидел, что у Евгения «глаза тигра». Помните хит из «Рокки»? Оцениваю на 9 баллов, потому что никогда не бываю полностью довольным. Всегда жду чего-то большего. Это моя позиция человека и тренера. Результат Коротышкина можно было улучшить на пару десятых. Он немного затянул поворот и сделал лишний вдох в конце гонки. Но в целом это было потрясающее выступление.
2. Ваше самое яркое впечатление в Лондоне, помимо выступления вашего ученика?
– Слушать российский гимн. Я говорю не о пловцах, а о сборной России вообще. Сам очень горжусь, что помог вашей стране завоевать две медали Олимпиады – серебро Коротышкина и бронзу Фесикова.
3. Какую оценку по 10-балльной шкале заслужила сборная России по плаванию?
– Хорошая Олимпиада. Возможно, Россия могла взять больше медалей. Но посмотрите на Германию (0+1+0) и особенно мою родную Италию (0+0+1), которые остались у вас за спиной. Думаю, 6 баллов – верная оценка. Наверное, вы вправе ждать, что на Олимпиаде в Рио завоюете больше и в личных видах программы, и в эстафетах.
4. В чем нужно прибавить и какой результат показать вашему воспитаннику, чтобы выиграть ОИ-2016?
– Моим пловцам нужно работать старательнее и умнее. Быть профессионалами каждый день, на каждой тренировке. На этой Олимпиаде наш «A.D.N. Swim Project» стал един- ственным клубом, который помог России выиграть медаль у мужчин в личном заплыве. Это хорошо, но наша цель в Рио – чтобы медаль стала золотой. А для победы, например, на 100 метров баттерфляем нужно выплывать из 51 секунды.
5. Закончите емко фразу «Золотая медаль Олимпиады – это…»
– Профессионализм. Страсть. Знание. Современная организация дела, когда продуман каждый момент дня, и это ведет пловца к успеху.
6. Когда и благодаря чему Россия станет величайшей плавательной державой?
– Однажды у меня спросили, когда русские подтянутся до уровня Франции, Китая, Австралии. У вашей страны огромный потенциал. Много пловцов, тренеров, отличный генотип. Вам поможет то, что российское плавание теперь активно сотрудничает с иностранными специалистами. Россия обязана подняться в Рио, завоевав как минимум одно золото у мужчин и одно – у женщин. Но я спрошу: почему вы не хотите быть лучше США? Зачем себя ограничивать? Российские тренеры и пловцы должны работать, чтобы стать первыми в мире! А не вторыми, оказавшись за чьей-то спиной.
7. Готовы ли вы стать главным тренером сборной России? Если да, ваши первые решения на новом посту. Если нет, ваши пожелания новому наставнику.
– Советую по ходу сезона больше сотрудничать с личными тренерами пловцов. Привлекать к работе лучших российских специалистов – психологов, физиотерапевтов, тренеров по фитнесу… Быть открытым для обмена опытом с иностранцами. Конечно, я хотел бы стать главным тренером сборной России. Большая честь, что я попал в число кандидатов. Но если начнем олимпийский цикл, мне будет нужна поддержка всех российских тренеров. Без этого я не смогу достичь никаких результатов. Собственно, это главное условие для любого, кто возглавит сборную.