Текст: Дмитрий ВОЛКОВ.
Боб Боумен – знаменитый американский тренер, наставник великого Майкла Фелпса. Родился и вырос в городе Колумбия, штат Южная Каролина. В 87-м году окончил Университет Штата Флорида со степенью бакалавра по специальности «Психология несовершеннолетних». Начинал тренерскую карьеру с должности помощника тренера в своей альма-матер. Позже работал тренером водного Клуба Таллахасси, помощником тренера команды «Золото Лас-Вегаса», тренировал пловцов клуба «Долина Напа», Цинциннати Пепси Мэрлинс, водного Клуба Северного Балтимора (NBAC) и многих других. Во время своего пребывания в Балтиморе в середине 90-х Боумен начинает готовить пловцов уровня национальной сборной. «Тренер Года» США в 2001 и 2003 годах, на Играх в Афинах он помог Фелпсу завоевать шесть золотых и две бронзовые медали. А в Пекине его звёздный ученик сумел достичь немыслимого – 8 золотых медалей – результат, превзошедший все ранее показанные достижения на одной Олимпиаде. Сегодня Боб Боумен – всемирно признанный корифей тренерского мастерства – гость нашего журнала, нам жутко интересно, ведём дознание.
— Отвечайте, с помощью своей работы вы делаете мир лучше?
— Да. Потому что я помогаю своим ученикам проявить себя в жизни со своей лучшей стороны. Я их учу любить плавание, и поэтому они плывут все быстрее и быстрее, а значит и мир вокруг них и нас – всех остальных – становится лучше, интереснее и ярче.
— В чем главный секрет профессии тренера?
— Любовь, энтузиазм, страсть!
— Кем в первую очередь должен быть тренер? Дрессировщиком? Техническим специалистом? Другом?
— Всеми сразу.
— И все же, что главное?
— Думаю, учителем. Плавание – очень популярный в мире спорт, конкуренция запредельная, огромное количество нюансов, охватить которые спортсмен сам не в состоянии, и всем этим надо овладеть, чтобы быть лучшим. Учитель – самое ёмкое определение!
— Боб Боумен – это человек, который в первую очередь решает проблемы своих учеников или все же собственная шкура ему ближе?
— Работа тренера – счастливая человеческая возможность совместить решение этих обеих задач.
— Несколько слов о Майкле Фелпсе. Может ли он отказаться от предложенной вами тренировочной программы или такая ситуация невозможна?
— Абсолютно невозможна. Майкл знает: то, что я даю ему в качестве тренировочных заданий, выверено огромной аналитической работой и годами совместной практики. Более того, такой подход к нашему тандему – не только моё, но, в первую очередь, его собственное решение.
— Философский вопрос. Что на ваш взгляд сильнее: добро или зло?
— Конечно, добро, у меня нет в этом никаких сомнений! Вы можете назвать меня оптимистом, но я им действительно являюсь! И я не собираюсь в этом отношении меняться. Тем же, кто имеет другую точку зрения, рано или поздно придётся решить лично для себя, на какой стороне они сами. И если окажется, что не на стороне добра, то я им, честно, не завидую.
— Какая из всех мотиваций наиболее успешно работает именно в спорте?
— Успех рождает независимость. А независимость – это защита от беспощадного и голодного мира. Успех самоценен. Мои спортсмены это прекрасно понимают. А как они сами распорядятся своими достижениями – это уж им решать. По крайней мере, в отсутствии желания тренироваться и тем более выступать на соревнованиях я не могу обвинить ни кого из своих учеников.
— Какую роль в этой связи играют деньги?
— Деньги – опасное испытание для любого человека, но если уметь с ними обращаться, то скорее – позитивную. Ведь то, как вы распоряжаетесь своими деньгами, зависит в первую очередь лично от вас. От вашего воспитания, от ваших взглядов на жизнь, от вашего отношения к своему главному делу. Если с этим все в порядке, то проблем нет. Например, для Майкла деньги как таковые почти ничего не значат. Он щедрый человек и тратит их в основном для того, чтобы комфортно жить и выполнять свою работу, то есть – плавать. Ну и, конечно, для того, чтобы делать подарки своим близким. В ином же случае, если забыть, что деньги – это всего лишь средство, то они могут запросто уничтожить человека, сожрать его, превратить в своего раба.
— Возвращаемся к нашему ремеслу. Что, помимо своих чисто тренерских обязанностей, должен предпринимать спортивный наставник в отношении своих воспитанников?
— Все же в первую очередь выполнять свои основные тренерские функции, а это, поверьте, не так легко, даже, когда речь идёт о таком талантливом пловце, как Майкл Фелпс. Я не могу сказать, например, что я навязываю дружбу своим ученикам. Я им не парень с дискотеки и не добрый дедушка. Скорее даже наоборот. Определённая дистанция необходима, но это не значит, что при этом должен пострадать контакт. Ведь именно связь с учеником, проникновение в его тело и даже, иногда, душу делают нашу профессию успешной.
— Должен ли тренер вмешиваться в личную жизнь спортсмена?
— В случае если спортсмен сам об этом попросит. Но с другой стороны, главная педагогическая задача – сделать своего ученика самостоятельным, и лишняя опека может быть даже вредна. Другое дело – советы или пожелания. Я могу что-то порекомендовать, от чего-то предостеречь. Спортсмены ведь, в конце концов, еще дети, пусть даже взрослые, и мне приятно быть им полезным в любых мелочах.
— Как, по-вашему, великий спортсмен может быть негодяем?
— Запросто. В каждом человеке всего намешано. И, по-моему, гений и злодейство в данном случае вполне совместимы.
— Что вы говорите спортсмену в случае неудачи?
— Любой урок полезен. Результаты моих ребят – плод нашего совместного труда. Но если вижу, что спортсмен недоработал или в чем-то ошибся, мы вместе анализируем ситуацию, и я предлагаю ученику исправить ошибку в следующий раз. Если есть общее понимание задач, непоправимого нет.
— У вас есть враги?
— Наверное, есть завистники. Но враги… Хочу верить, таких нет, по крайней мере, я о них не знаю (смеётся).
— Насколько интеллект спортсмена влияет на его результат?
— Интеллект? Да здесь скорее другие категории действуют: физическое состояние, эмоциональная сфера, настрой, в конце концов. Я думаю, что спортсмены вообще мало понимают, чем они занимаются, и, наверное, это действительно не их задача. Они исполнители, и интеллект играет здесь лишь обслуживающую и по факту далеко не главную роль.
— Что в таланте Майкла Фелпса является решающим, с точки зрения его спортивных достижений?
— Способность тренироваться. Его семья, разбирающаяся в спорте, и которую нельзя отнести к его собственным способностям, но которая реально не просто влияет, но создаёт особую атмосферу поддержки, безусловно влияющую на спортивный результат. Ну и конечно его психологическая стабильность и адаптивность.
— Были ли у вас конфликты с Майклом и если да, как они разрешались?
— В состоянии тяжелой физической и эмоциональной нагрузки конфликты, к сожалению, неизбежны. Но они решаются, если есть возможность сесть друг напротив друга и обсудить проблему. Конфликт исчерпывается, если найти объяснение поступкам, тем более если действия, приведшие к ним, были сделаны исходя из общих стремлений и побуждений.
— Среди прочих способностей Майкла, он недурно плавает баттерфляем. Как вы считаете, насколько его техника этим стилем близка к идеалу?
— Не могу сказать, что его баттерфляй меня удовлетворяет на 100 % и что я бы не хотел кое-что в нем изменить, но то, что он близок к совершенству – это точно!
— В таком случае, какой из всех стилей – а мы знаем, Майк отменный комплексист – все же лучше остальных? Огласите его персональный рейтинг успешности способов плавания?
— О, первое место, конечно, баттерфляй – это несомненно. Со вторым местом посложнее, но думаю, что спина.
— А где же знаменитый кроль Майкла Фелпса? Ведь именно кроль, конечно, с учётом эстафет, принёс Майклу максимальное количество наград на мировых и олимпийских форумах?
— Кроль – это, конечно, не «ахиллесова пята» Майкла, но я бы его поставил только на третье место.
— Ну а самый несчастный, позорный стиль четырнадцатикратного олимпийского чемпиона, по-видимому, брасс? Если не секрет, лучшие результаты Майкла в этом стиле плавания?
— Не так, чтобы очень, но в тренировочной форме 100 метров по длинной воде (50-метровый бассейн – прим. ред.) – 1.01, а 200 – 2.13 с небольшим (довольно улыбается).
— Вам пришлось что-то делать с техникой Майкла или его стиль – это результат его природных дарований и собственных догадок?
— Майкл плавает у меня уже очень давно, поэтому то, что он собой представляет как пловец – это результат кропотливой работы над всеми техническими элементами. Причём, если в баттерфляе у него все же был изначальный фундамент и этот стиль получался лучше других, я лишь помогал ему в процессе научиться использовать свои лучшие качества, то в других способах, особенно в кроле и брассе, у него вообще поначалу не получалось ничего, и собирать технику приходилось по мелочам.
— Немного о тренерских подходах к физическому совершенствованию. При работе на силу вы используете максимальные веса в зале?
— Да.
— Главный способ достижения скорости в воде?
— Работа над техникой плавания и положением тела в воде. Сила, выносливость – это то, что даётся путём элементарных упражнений, значения которых просчитаны уже миллион раз лучшими физиологами, и в плавании в том числе. Поэтому здесь уже трудно что-либо открыть. А техника – это ноу-хау чемпионов и их тренеров, так что простите, всего я вам рассказывать не буду: русские – хитрые ребята, пусть сами голову себе поломают, что, как да зачем.
— Каков общий объем плавания у Майкла Фелпса за сезон и как он распределён по зонам интенсивности?
— Мне сложно сказать, сколько точно Майкл проплывёт в этом году. Но это 50 рабочих недель и, конечно, больше 2000 км. Если ориентироваться в недельных циклах, то в нагрузочный период сейчас он делает не больше 50–70 километров. Из них 60 % аэробной работы и 40 % – анаэробной и смешанной. Пропорциональное соотношение может меняться в сторону увеличения аэробной части, но несущественно, процентов на 10 – это максимум.
— Как вы готовите Майкла к заплыву? Есть ли особые приёмы?
— Главное – не обострить неизбежный предстартовый невроз. Обычно я говорю: что бы ни случилось, относись к этому как к части своего задания. Игнорируй любые неожиданности, не замечай их, просто делай свою работу. Но перед заплывом Майклу уже не надо ничего говорить, он сам прекрасно знает, что и как нужно делать.
— Тренерское счастье – это ваш главный человеческий успех или есть что-то ещё, что вам необходимо для того, чтобы чувствовать себя по-настоящему счастливым?
— Моя профессия даёт мне полный набор человеческих переживаний, и счастье – главный элемент этого спектра. Даже если бы в моей жизни не было больше ничего, только плавание, я был бы абсолютно счастлив. Так что с этим делом мне точно повезло.
— И в заключение: что вы можете сказать о российских пловцах?
— Они не плохи. Особенно в кроле у мужчин и в эстафетах. Но им есть к чему стремиться.
— Вы их боитесь?
— О, нет (смеётся)! Я просто знаю, что они существуют!