English
Если человек талантлив, он талантлив во всём. Справедливость этой истины доказала своей жизнью замечательная балерина, солистка Большого театра Суламифь Мессерер – она же многократная чемпионка страны в плавании вольным стилем. А ещё она дала путёвку в большое искусство самой Майе Плисецкой…
Текст: Фарид ДОСАЕВ
Интересно разглядывать спортивные фотографии давности. Странное чувство наивности и торжественности: борцы с закрученными вверх усами, велосипедисты в шляпах и при галстуках, пловцы в полосатых купальниках… Спортсменов тогда не называли звёздами, им не платили супергонораров, да и рекорды того времени вызовут у сегодняшнего болельщика разве что снисходительные улыбки. Одно бесспорно: те чемпионы были людьми в высшей степени неординарными, как правило, совмещавшими в себе сразу несколько талантов. Такой была и Суламифь Мессерер. Она родилась в Москве на углу Рождественского бульвара и Большой Лубянки в семье доктора-дантиста. Детей в семье было десять, и каждому досталось библейское имя. Первым в семье «заболел» классическим танцем Асаф — старший брат Суламифи. Именно он привёл сестру на балет в Большой театр. Любовь к танцу с первого взгляда вспыхнула в сердце юной девочки. И вскоре она становится ученицей балетного училища Большого театра. Оказалось, что это была любовь навсегда!
Но в 1926 году произошло неожиданное… Находясь на отдыхе в Крыму, Суламифь увидела в море юношу. Ах, как он быстро и красиво плыл, и это было совсем не похоже на сажёнки, которыми щеголяли в ту пору на Чистых прудах московские мальчишки. Это был настоящий кроль! Увиденное до того поразило 18-летнюю девушку, что по возвращении в Москву она сразу же отправилась в группу водноспортивной станции «Стрелка» на Москве-реке.
Вот как вспоминала сама Суламифь Михайловна свою встречу со своим первым тренером Александром Григоренко: «Григоренко окинул меня скептическим взглядом. Ишь ты, пигалица какая, мускулов никаких, а туда же, хочет плавать кролем — одним из самых сложных способов. «Кролем, девочка, сразу не поплывёшь, это трудно…» Я ему отвечаю: «А вы покажите, как». Он рассмеялся, но в общих чертах показал: руки работают так, ноги так, вдох на такой-то гребок, выдох в воду… Я прыгнула в бассейн и сразу довольно сносно поплыла кролем. Григоренко обомлел: «Ты когда-нибудь этим способом уже плавала?» Я ответила: «Никогда, но вы же мне всё объяснили…»
Узнав, что я балерина, тренер понял, откуда у меня координация движений и сила тренированных мышц. Недели через три меня уже заявили на соревнования с участием лучших пловчих Москвы. И, представьте себе, «эта балеринка» финишировала, к изумлению всех, первой! К концу сезона я стала чемпионкой Москвы на 100 м кролем, а на следующий год и чемпионкой СССР. И затем я не уступала этот титул четыре года подряд…»
Перед юной Мессерер открывались заманчивые перспективы в плавательном спорте. Но совмещать тренировки на водной глади и классы у балетного станка не получалось. Обижались и тренеры, и педагоги. И балет, и плавание требовали её всю целиком, без остатка. Как не трудно было от чего-то отказываться, но пришлось сделать выбор, немедленный и бесповоротный. Искусство победило. Началась блистательная карьера танцовщицы. Вместе с братом Асафом Суламифь покорила зрителей Большого театра, а затем последовали успешные гастроли на сценах многих театров мира.
Что отличало молодую балерину на сцене? Точная трактовка образа, великолепная хореография, темперамент, артистизм. Все эти качества она с триумфом демонстрировала в двух десятках постановок. На многие из них, особенно, на балете «Пламя Парижа», часто приходил Сталин. За этот спектакль Суламифь с братом Асафом стала лауреатом Сталинской премии. Однако, как вспоминают её близкие, она часто тосковала по своему любимому кролю, по азартной борьбе на водных дорожках…
А в 1938 году чёрное крыло репрессий коснулось и семью Мессереров. Расстреляли мужа сестры Суламифь Михаила, а затем и саму сестру Рахиль отправили в Гулаг. Вот здесь и проявилось умение бороться до конца, которым обладала Суламифь. Она сумела добиться перевода сестры из лагеря на свободное поселение, а в Москве удочерила племянницу Майю, которую уже собирались отправить в детский дом. Майя, конечно же, занялась классическим танцем под руководством своей тети-приёмной матери. И уже через несколько лет хрупкой девочке восторженно рукоплескали во многих странах мира. Да, это была она – прима-балерина Майя Плисецкая! В дальнейшем Суламифь Михайловна поставила Майе её знаменитую композицию «Умирающий лебедь».
Суламифь Михайловну я встретил через много лет после её плавательных побед. В ту пору я работал в Отделе спортивных программ Центрального телевидения СССР. Мы готовили телепередачу «Большой театр и его чемпионы», ведь на сцене легендарного театра выступали многие именитые мастера вокала и балета, имевшие в юности высокие достижения в спорте. Но всех по спортивным победам превосходила Суламифь Мессерер.
Когда я набрал заветный номер телефона, ответила сама Суламифь Михайловна. Представившись, я изложил суть нашего проекта и попросил дать интервью для телепрограммы. «Интервью? – переспросила она, — о чём речь! Пожалуйста». И через секунду добавила: «Я и проплыть могу, если хотите…» Это была настоящая удача!
И вот мы уже в открытом бассейне МОЦВС на улице Ибрагимова. Суламифь Михайловна, не утратившая стройности балетной примы, вспоминает о славных победах на водных дорожках в далёкие 1930-е годы, а затем лихо прыгнув со стартовой тумбочки, поплыла своим любимым кролем. Техника была что надо!
Съемка программы состоялась в канун 60-летия замечательной балерины и педагога. Суламифь Михайловна вместе с массой поздравлений получила также и диплом Федерации плавания СССР. Награду тогда ей вручила наша первая Олимпийская чемпионка по плаванию Галина Прозуменщикова.
Великую танцовщицу и педагога вспоминают добрым словом и знатоки балета, и множество его учеников. Кстати, её сын Михаил стал одним из самых успешных и востребованных современных балетмейстеров. А я вспоминаю торжественную церемонию вручения премии «Душа танца». Как же азартно и зажигательно танцевала Сулафифь Мессерер французский канкан – и это в 90 лет! Она ушла из жизни в июне 2004 года, её было 95… Память о замечательной балерине и неоднократной чемпионке СССР по плаванию будет жить ещё долго.
Фото из архива Mr. Swimy