Текст: Дмитрий ВОЛКОВ
– Светлана Константиновна, без какого качества нельзя человеку идти в тренеры?
– Любая педагогическая специализация требует любви к детям. Дети могут быть маленькими, большими, но все
равно – они наши дети. Необходимо принимать их такими, какие они есть, с их плюсами и минусами. Силу развиваем, над слабостями работаем.
– Часто ли вы празднуете свои личные педагогические победы?
– А что, собственно, праздновать? Конечно, бывает приятно, когда понимаешь, что помогла ребенку найти себя. Например, попал к нам с Михаилом Владимировичем недавно мальчик. Его до этого выгнали из другой группы за плохое поведение: выражался неправильно, дерзил, в общем – хулиган. А я смотрю на него и думаю: ну не может этот ребенок быть совсем пропащим. Так мало того, что это талантливый парень, я ни разу не слышала от него дурного слова, ни разу за все время с нами он не показал себя с плохой стороны. Может, ему было плохо там, откуда его выгнали, может, ему стало хорошо у нас, не знаю, но мальчишка – блеск! Мне такая ситуация близка – я сама пережила подобное, когда меня в юности отчислили из спортивного интерната № 62 за низкие результаты. А я мучилась, мне было некомфортно в своей бригаде. И волею судеб я попала в группу к Турецкому. Очень быстро я стала одной из его сильнейших учениц. Я готова была гранит грызть, пахать с утра до ночи. Талант тренера порой проявляется прежде всего в индивидуальном подходе к спортсмену. Это может быть главным звеном успеха.
– Сейчас вы работаете в группе Горелика с пловцами высшей квалификации. Что вам это дает?
– Их мотивированность и заряженность на результат дают мне очень много в психологическом плане. А в совместной работе с Михаилом Владимировичем черпаю новые знания, упражнения, элементы тренировок. Ведь Горелик не бывает в состоянии покоя, он все время что-то придумывает, подсматривает у других, находит свое. Я коплю все это, чтобы передавать другим.
– Как начался этот тренерский тандем и в чем его практический смысл?
– В 1999-м нужно было помочь двум моим спортсменам, членам юниорской сборной, Тарасу Киту и Дмитрию Смирнову. Я только родила и не могла разорваться между домом и бассейном. Так и возникло решение. Для многих тренеров возможность работы в паре – это единственный выход из ситуации, когда из большой группы на сбор вызывается 1–2 человека. Какой выход? Всех бросить и уехать с двумя? Или этих двоих не пускать? Или отдать их в чужие руки? Выход есть – это тренерский тандем. Сейчас у нас тренируются 16 спортсменов от 96-го года рождения и старше. Михаил Владимирович может мне оставить своих ребят, и я могу смело поручить ему своих. В общем-то мы их не делим на «свой-чужой». Просто деньги каждый тренер получает за конкретных людей. Пожалуй, это единственно тонкое место. Кстати, сейчас в нашей тренерской бригаде появился еще один специалист – известный в прошлом пловец Анатолий Смирнов. Так что теперь появится возможность делать работу со всей группой еще более тщательно.
– Бывают ли случаи, когда вы не соглашались с установкой Горелика? Спорите ли?
– Кардинальных расхождений у нас никогда не было. Исходя из возможных вариантов – «вилки» – мы принимаем совместное решение. Ведь здесь мы приходим к тому же, что и со спортсменами – к доверию. Без него эффективный союз невозможен. Но окончательное решение за Гореликом. Правда, в том случае, если я до этого уже не приняла своего (смеется).
– Ваши выводы из выступлений ребят на чемпионате в Шанхае?
– Ребят не ругаю. Все боролись. Но не получилось. Думаю, пловцы к главному старту просто устали. Это хороший урок, надо сделать выводы, когда будет планироваться предстартовая подготовка к Лондону. Но простартовка как таковая, не сомневаюсь, даст нужный эффект. До Игр целый год, время для правильных решений есть, опыт Шанхая бесценен.
– Рубрика «Профессия тренер», помимо освещения общих проблем, предполагает и какие-то методические рекомендации. Поделитесь интересными упражнениями для плавания.
– Из последних оригинальных находок – стартовые прыжки с резинками, зацепленными за пояс и натянутыми вверх с помощью рук. Еще плавание и гребки с шариками, зажатыми в ладонях. Здесь можно варьировать, придерживая шарик разными пальцами. В зависимости от хвата будут включаться различные группы мышц. Мы тренируем спринтеров, поэтому многие стандартные упражнения для развития качества быстроты просто совершенствуем, внося новые элементы. Например, ускорение на поворот, сальто и короткий спринт. Но старт после кувырка из противоположной по направлению позиции. Плавание по элементам на максимальной скорости – на левой руке, на правой… Кстати, недавно мы тренировались в Италии бок о бок со спортсменами Ди Нино – тренера, у которого занимается Коротышкин. Так Женя подходил и спрашивал: а это что, а это? Некоторые наши упражнения тут же пробовали итальянцы. А мы подсмотрели одно его неплохое: спортсмен стоит на тумбочке, отвернувшись от воды, тренер накидывает тяжелый мяч с мощным отскоком, спортсмен должен сделать захват и из высшей точки максимально сильно отбить его вниз. Весело чрезвычайно – и тренеру, и ребятам.
– В заключение. Как мотивируете спортсмена перед стартом?
– К некоторым даже подходить опасно, легко навредить. А вообще, здесь все очень индивидуально. Из универсальных методов: подойти, коснуться его двумя руками и сказать: ты молодец, ты все сделал для того, чтобы оказаться здесь, твоя совесть чиста. Теперь просто сделай то, что умеешь и что можешь.
Самокаты 2x колесные для детей и взрослых - velomast.ru/../samokaty-2x-kolesnye-dlya-detej-i-vzroslyh/